Слово сожитель – мерзкое. От него пахнет криминальными сводками и милицейским протоколом. Стилистически, сожитель непременно должен пить водку, закусывать ее вонючей селедкой с бесплатной рекламной газеты, носить майку-алкоголичку с пятнами разной степени давности, и рейтузы с растянутыми коленками и дыркой на попе. Вот, что такое сожитель.
Последние несколько десятков раз, когда я видела это слово, оно стояло рядом с чем-нибудь вроде «избил табуретом», «нанес колото-резанные раны», «украл телевизор», «пропил часики, мамин подарок». Поэтому женщины некрасивого слова сторонятся, называя сожителя более элегантно. Например «мой гражданский муж».
При этом, сам «гражданский муж» обычно вообще никаких слов для обозначения дамы сердца не использует. Максимум он, кося глазами куда-то в сторону, скажет «живу тут с одной». Редко кто скажет честно – вот, баба какая-то. Тащит тюк на сожительство.
Есть еще, конечно, особая категория граждан, которая называет практически каждую женщину, с которой подживает, «моя жена». Некоторые даже и вовсе на пустом месте называют всех женами. Напьются, найдут какую-нибудь самую неразборчивую в городе девицу, и с криками «идите все к черту, это моя жена» рвутся в общежитие. Но это скорее исключение. Обычно мужчины очень хорошо понимают разницу между «жена» и «не жена». И вот какой парадокс – лучше всего ее понимают те, кто любит кричать, что штамп это только формальность.
Мозг женщины устроен совершенно иным образом. Он с самого детства находится, как палочка от сладкой ваты, в облаке розовых соплей. Для нее границы между женой и «не женой» дымчатые, размытые, нечеткие, как хорошо растушеванные тени. А зря. Ведь если мужчина выбрал формат именно сожительства, а не брака, то на это наверняка есть причины.
Вы только не подумайте, что я призываю всех женщин срочно отказаться от сожительства. Нет, вовсе нет. Может, ей с этим мужчиной комфортно. Может, у него большой: дом, опыт, автомобиль и вообще. Может он ловит языком мух, возит в Геленджик, учит говорить по-французски или играть на баяне. Я хочу только определиться с терминами. Сожитель – значит сожитель. Муж – значит муж. Ок?
Теперь, когда мы друг друга поняли, давайте сравним права жены и сожительницы. Вы очень любите педалировать на соотношение прав и обязанностей, так что давайте и здесь использовать этот принцип.
Права жены при разделе имущества гарантированы законом.
Права жены при беременности гарантированы законом.
Права жены при внезапной кончине супруга гарантированы законом.
Права жены поддерживаются многовековыми традициями, в конце концов.
Права сожительницы же не гарантированы ничем, кроме совести сожителя.
В такой ситуации становится очевидным, что для достижения баланса у сожительницы должно быть и меньше обязанностей, чем у жены. Хоть в чем-то положение ее должно быть облегчено в плане обязанностей, а то несправедливо, согласитесь.
Обязана ли сожительница, к примеру, хранить верность мужчине, который явно не хочет на ней жениться (не жениху, а сожителю)? Почему?