Мужчин в обществе принято наделять звериными инстинктами: отсутствием контроля, животным желанием секса и предрасположенностью к полигамии. Как на самом деле обстоят дела с мужским либидо

Когда я попросила своих читателей в фейсбуке поучаствовать в моем опросе про мужское либидо, один из комментаторов спросил: «А с женским что, уже все понятно?» Думаю, нам про все мало что понятно, но, так как ваша покорная обладает одновременно женскими половыми признаками и умением рефлексировать, с женским чуть понятней мне. 

Пока идет опрос, как принято в лучших домах, я сделаю краткий обзор того, что уже известно о разнице женского и мужского либидо (нравится нам это или нет).

Данные ниже взяты из двух больших метаисследований, суммировавших более 150 существующих исследований по теме: это метаанализ группы ученых университета Флориды под руководством социального психолога Роя Баумайстера (Roy F Baumeister) и похожая работа группы ученых Natsal (Британское национальное исследование практики и отношения к сексу).  

 

Важнее и чаще

Долго-долго ходил миф, что мужчины думают о сексе каждые семь секунд, то есть 8000 раз в день. Этот миф был опровергнут, но не совсем. Мужчины действительно думают о сексе чаще, однако они также чаще думают о еде, сне и других потребностях, связанных с телом. 75% мужчин и 25% женщин думают о сексе раз в день, 91% мужчин и 52% женщин испытывали желание секса несколько раз в неделю или чаще.

Есть и другие косвенные указания на это различие: две трети мужчин говорят, что мастурбируют, и только 40% женщин в этом признаются (в британском исследовании 50% и 22% соответственно показали, что мастурбировали хотя бы раз за последний месяц, и эта разница не зависит от возраста).

Монахини реже нарушают свои обеты безбрачия, чем монахи (49% и 62%). Мальчики начинают испытывать сексуальное желание раньше, чем девочки, несмотря на то что девочки в среднем переживают пубертат раньше.

Мужчины чаще изменяют, чаще соглашаются на случайный секс, больше тратят на порнографию, реже заявляют о проблемах с сексуальным желанием и чаще оценивают свою потребность в сексе как высокую. В гомосексуальных парах секс чаще у мужчин, чем у женщин (47% и 32% соответственно занимаются сексом как минимум раз в неделю).

Все эти результаты, по идее, указывают прежде всего на влияние социальных факторов, и исследования во многом это подтверждают. Метаанализ Баумайстера включал в себя и такие факты:

— Женщины, посещающие церковь, менее открыто относятся к сексу, чем мужчины (то есть на мужчин религиозные убеждения оказывают меньшее влияние).
— Женщины чаще подвержены влиянию своего окружения в решениях, касающихся секса.
— Образованные женщины более открыты к сексуальным практикам, типа орального секса (у мужчин открытость не зависит от уровня образования).
— Женщины чаще демонстрируют непоследовательность между заявленным отношением к тем или иным вещам и реальным поведением.

Иными словами, запретов, табу и ограничений для женщин во всем, что связано с сексом, всегда было больше, и они больше подвержены их влиянию. 

 

 

Другое недавнее широкое исследование показало, что 60% мужей и 32% жен сказали, что хотели бы больше секса в браке. При этом оно также продемонстрировало, что женщины на 45% чаще теряют интерес к сексу, чем мужчины, после года отношений, — и вот тут важное добавление — если живут вместе. Именно не длительность отношений, а совместное проживание имеет прямое влияние на падение женского либидо.

Я вполне могу понять, что там случается с желанием после года совместного проживания. Случается быт. Мои любовники знают меня только с лучшей стороны: я навещаю их, дыша духами и туманами, чулками, шелковыми платьями и вычурным бельем. Я нравлюсь себе, нравлюсь им, у меня прекрасная фаза цикла и я готова к приключениям. Я не мою раковину в их доме и не слежу за количеством куриных ног в морозилке. Я стригу ногти и чищу зубы в собственной ванной, я обладаю свободой хотеть их, когда хочется мне, когда я в настроении, а не в девять утра в субботу.

Впрочем, как и страдать в девять утра в субботу от отсутствия большого теплого тела, под которое можно подкатиться зазывно, даже не проснувшись. У всего есть своя цена. 

Но, когда мы измотаны работой, детьми, проблемами, тут не до ночи с фейерверками. Женщины любят и ценят романтику, чувства, ощущения связи, но иногда вымытая посуда или «я отведу ребенка, поспи» — это куда больший секс (после сна, а не вместо!).

Мне, как феминистке, очень-очень хочется найти доказательства, что все это — социальное. Уверена, что частично это так или даже во многом это так. Что, если женщинам перестанут подрезать крылья наша культура, шаблоны, запреты, страхи, быт, объективация, самообъективация, распределение домашнего труда и отсутствие личного времени и пространства, мы сможем банально получать больше радости и наслаждения от такой прекрасной вещи, как секс.

Но либидо — это социобиологическое явление, и одно неотделимо от другого. Биологическую часть хочется отрицать, но она есть.

Меня поразило исследование, в котором трансгендерные мужчины получали дозы андрогенных гормонов во время перехода и показали «рост сексуальной возбудимости», в то время как трансгендерные женщины, напротив, показывали ее снижение в результате гормонотерапии.

Кстати, те же эффекты касались выросшего уровня агрессии и способности к пространственному мышлению у трансгендерных мужчин и повышению вербальных навыков у трансгендерных женщин (а об эти различия тоже сломано не одно копье). 

Более того, гормональные препараты для решения проблем с либидо показывают лучшую эффективность на мужчинах, чем на женщинах. «Гормональный фактор присутствует в либидо мужчин и женщин, — указывает Гленн Браунстейн, один из ведущих исследователей использования тестостерона в лечении женщин, — однако он куда важнее для мужчин, чем для женщин». 

 

Так верно ли, что мужчины больше любят секс?

Я бы отказалась от слова «любят», в конце концов, именно мужчины составляют наибольшую статистику смертности от самоудушения во время секса, не уверена, что это про любовь.

Мы же не скажем, что алкоголики больше любят алкоголь, чем те, кто пьет умеренно? И я бы не заостряла слово «больше», в конце концов, мой бывший любил готовить больше, чем я, и неизвестно, кому из нас было лучше.  

Мужчины больше биологически хотят секса, на это указывают все факторы, — конечно, это средние величины, примерно так же, как факт, что мужчины в целом выше, но при этом я со своими 175 сантиметрами могу оказаться выше доброй половины мужчин. И мне, как феминистке и как женщине, с этим ок.

В конце концов, дело в качестве, а не в количестве. А качество зависит от совершенно других вещей — сонастройки, общего языка, свободы, понимания своих желаний.