Комплексы – великая движущая сила. К этому выводу я пришла совсем недавно.

Судите сами: комплекс недовольства своей внешностью побуждает массу женщин покупать косметику атаковать салоны красоты и клиники пластической хирургии.

Несомненно, “индустрия красоты” обязана своим существованием комплексу “гадкого утенка”. А сколько мужчин, даже отдаленно не напоминающих Аполлона Бельведерского, благополучно устроили свою семейную жизнь, благодаря женскому комплексу “старой девы”? Об этом страшно даже подумать.

Надо признать, что вышеназванный комплекс – прерогатива славянских женщин. Это не голословное утверждение. Однажды мне в руки попалась занятная книга Олега Платонова “Терновый венец России”.

Из нее-то я и узнала, что на рубеже XIX-XX веков средний возраст вступления в брак в России был одним из самых ранних в Европе: в начале XX века в России среди стоящих у алтаря невест барышни до 21 года составляли 54 процента, тогда как в Германии 13,9, а в Нидерландах и того меньше – 13,3.

Так уж у нас в отечестве повелось: если в 20 лет замуж не вышла – пиши пропало. Папа будет вздыхать по ночам, а мама украдкой вытирать набегающую слезу. Соседи и знакомые с сочувствием, как у больной, интересуются; “Ну, как ты? Замуж еще не вышла?”

С самого юного возраста девушке внушается: главное – вовремя выйти замуж, а все остальное – учеба, работа, карьера – дело десятое.

В итоге, как только девушка слышит заветные слова; “Выходи за меня замуж”, все ее существо начинает трепетать.

Возможно, претендент на руку и сердце вовсе не в ее вкусе, и мужчин такого типа она, как говорится, “на дух не переносит”, но в наивной девичьей душе начинается волнение; “А может, стоит согласиться? Конечно, он не красавец, но его можно приодеть, причесать, заставить выучить парочку афоризмов, чтобы мог блеснуть в компании…”

Глядишь, и потенциальный жених, которого старые друзья ласково называли “бультерьером”, уже не кажется безнадежным вариантом.

Признаюсь, комплексом “старой девы” я переболела жестоко и мучительно. Даже то, что в обществе произошли перемены и стало по-западному модным выходить замуж, крепко встав на ноги, меня утешало мало.

Еще не скоро наши соотечественники начнут брать пример с жителей Скандинавии (средний возраст вступающих в брак в северных европейских странах – 30-33 года)! Консервативные традиции сломать не так-то просто (особенно в провинции).

Подруги быстро повыскакивали замуж, обзавелись детьми, а я никак не могла встретить своего суженого. У меня были романы, порой довольно страстные и бурные, но до печати в паспорте дело не доходило.

Так что на встречах с одноклассниками и однокурсниками “похвастаться” было нечем. Узнавая, что я одинока, большинство однокашников считали своим долгом произнести “добивающую” меня фразу: “Ничего, все образуется. Ты же такая хорошенькая!”

И только одна давняя подруга, сковавшая себя цепями Гименея в 27 лет, говорила мне противоположное: “Умоляю, не спеши выходить замуж. Чем позже ты это сделаешь, тем для тебя будет лучше”.

Начав семейную жизнь в 33 года, я поняла, что подруга была абсолютно права.

 

“Мои университеты”

Известно, что любая теорема требует доказательств. Посему попытаюсь разложить по полочкам свое представление о позднем замужестве.

Преимущества

1. Знакомясь с будущим мужем, я точно знала, каким он быть не должен! Накопив немалый опыт общения с представителями сильной половины человечества, я поняла, какой тип мужчин мне близок.

 

2. Довольно долго из-за своей природной застенчивости я побаивалась мужчин и не могла адекватно реагировать на их внимание. С годами я утратила определенную наивность и излишнюю доверчивость.

Воспылав романтическими чувствами к своему будущему мужу, я не позволила себе “раскиснуть” и попыталась узнать о нем максимум полезной информации (был ли женат, есть ли дети, квартира, работа и т. п.).

Не для того, чтобы выгадать нечто особенное (в итоге он оказался государственным служащим с весьма скромным окладом, проживающим в однокомнатной квартире на первом этаже, к тому же, выплачивающим алименты), а стремясь избавить себя от неожиданных сюрпризов.

Одна моя знакомая, узнав на пороге загса о наличии у жениха внебрачного ребенка, отказалась идти под венец. Для меня подобных “открытий” не существовало.

Я приняла своего любимого таким, каким он был на самом деле, и ничуть не жалею об этом.

 

3. Перебираясь к милому в “шалаш”, я была совершенно независима материально. Наличие личного “страхового полиса”, надо признать, меня очень вдохновляло.

Помимо того, что я вносила свою лепту в семейный бюджет, я к тому же была спокойна относительно своего будущего: как бы ни сложились наши отношения с мужем, я знала, что не останусь в критический момент без средств к существованию.

 

 

4. Накопленный жизненный опыт позволил мне занять достойную позицию в отношениях с родителями мужа. Они быстро поняли, что я – сложившаяся личность, и в разговорах со мной менторский тон неуместен.

 

5. К рождению ребенка я подошла вполне ответственно, не полагаясь на волю случая. Свои чувства к мужу я “проверяла” два года долгожданный первенец появился, когда мне исполнилось 35!

После появления малыша на свет я имела возможность пригласить няню и не бросать работу, ставшую важной частью моей жизни.

 

6. Известно, что именно к тридцати годам у женщин наступает пик сексуальной активности. Не уверена, что это верно на все сто процентов, но, выходя замуж, я знала толк в интимных отношениях. Мой муж, кстати, тоже. Думаю, достичь гармонии в сексе нам было гораздо легче, чем юным молодоженам.

 

7. Будучи уже вполне зрелой женщиной, я не ожидала, что семейная жизнь будет бесконечной фиестой. Я отдавала себе отчет, что жизнь в браке – серьезный труд.

В одном из своих романов Лев Толстой совершенно справедливо заметил: главная причина семейных несчастий кроется в том, что люди воспитаны в мысли, что брак приносит счастье.

 

8. К 35 годам я имела все, о чем мечтает современная женщина: стабильную работу, мужа, ребенка, приличное жилье, верных друзей. К тому же, я абсолютно забыла о комплексе “старой девы”!

Однако я бы слукавила, если бы стала уверять, что никаких недостатков в позднем замужестве нет. Есть, но, на мой взгляд, они совершенно ничтожны в сравнении с преимуществами.

 

Недостатки

1. Менять холостяцкие привычки все-таки приходится. Нет, речь идет не о стирке мужского нижнего белья (по моему глубокому убеждению, мужчина должен делать это сам либо доверять стиральной машинеавтомату), но завтрак отныне надо готовить на двоих, после работы спешить не к друзьям на вечеринку, а домой, меньше говорить по телефону (почему-то всех мужей раздражает болтовня по телефону), отвыкать спать в одиночестве.

 

2. Неизбежная в браке “притирка” характеров проходит с немалыми душевными затратами.

Ведь на одной территории пытаются ужиться два взрослых, сложившихся человека с устоявшимися взглядами на жизнь.

 

3. Поздние роды могут проходить с осложнениями. Однако современный уровень медицины весьма высок.

К тому же, зрелая женщина не относится к процессу родов беспечно, не полагается на “природу”, а стремится максимально обезопасить себя и своего ребенка – читает соответствующую литературу, посещает специальные занятия, заблаговременно договаривается с акушеромгинекологом.

Bместе с мужем мы живем вот уже семь лет.

О комплексе “старой девы” я вспоминаю лишь тогда, когда встречаю свою соседку – желание найти жениха для своей 25-летней дочери превратилось у нее в навязчивую идею.

Выслушивая время от времени ее рассказы о кандидатах в мужья, я для себя окончательно решила, что свою дочь никогда не буду третировать подобной “заботой”.

Я поняла раз и навсегда: важно состояться не в качестве жены, а в качестве Женщины. К тому же, ныне все большую силу набирает тенденция не выходить замуж вовсе! Многие живут в гражданских союзах, пробных и “гостевых” браках.

Во Франции только четвертая часть женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке. Одинокие женщины чувствуют себя вполне уверенно, рожают детей и самостоятельно их воспитывают.

По данным Статистического управления Европейского союза, в 1997 году каждый четвертый гражданин Европы родился вне брака. Лидером по рождению детей вне брака оказалась Исландия, за ней идут Швеция, Норвегия и Эстония.

Словом, прежде чем спешить выскакивать замуж семь раз отмерьте и один раз отрежьте.

Попозже…