Говорят, прощение – путь к гармонии и просветлению. Отпуская обиды и злобу на тех, кто сделал больно, можно освободиться и научиться жить совершенно по-другому: проще, искреннее, добрее. Все это красивые слова, которыми легко разбрасываться, когда твое сердце цело и счастливо. Но что делать, когда тебя предали, а обидчик решил после этого все вернуть?

Все вокруг твердят: «Будь сильной – ты же женщина. Будь мудрее – ты должна быть выше гнева». Но от этих слов тебе не становится легче, тебе становится обиднее. Получается, ты постоянно должна страдать, молча все сносить и не подавать виду, что тебе больно. Иными словами, терпеть.

Если называть вещи своими именами, то женщина должна терпеть – всегда и всюду. Выщипывание бровей, эпиляцию, изнурительные тренировки ради красивого пресса, диеты, месячные, роды, депрессии и прочий букет удивительных впечатлений. Многовато для нескольких мужчин, не то чтобы для одной хрупкой, звонкой и прозрачной крошки.

Но мы терпим. А когда любимый делает больно, мы продолжаем терпеть. Снова и снова, раз за разом. Боимся делать, любим думать.

Мужчины в отличие от женщин не терпят, а действуют. Они ставят на место, решают заняться карьерой, остаются после работы не ради работы, едут ночами в клуб, хотят попробовать что-нибудь новенькое и пробуют. И – опять-таки в отличие от женщин – поздно понимают, к чему это все приводит. Два шота Б-52, три танцпола, вот эта блондинка за барной стойкой, секс у нее дома, похмельное утро и завтрак в одиночестве в приличном ресторане – как будто красивое место смывает налет преступления.

Вы обязательно расходитесь. Тебе больно, ты плачешь – нет, воешь, ты квинтэссенция боли и разочарования, день для тебя померк… Правда, ненадолго, ведь ты достаточно быстро собираешься и продолжаешь жить дальше. Ты вытерпела.

Но вот незадача: «попробовав что-то новое», он вдруг понимает, что не готов к экспериментам. Ему теплее рядом с той, кого он знает, кто его чувствует, кому он посвятил несколько важных лет своей жизни. И он решает вернуться. А ты ведь, дуреха, все еще любишь его, поэтому подумываешь простить. И вот тут самое интересное.

И однажды в твоей голове появляется второй внутренний голос. Голос Обиды. Каждый раз, когда ты подумаешь о том, как он умел тебя рассмешить, Обида прошипит: «Он предал тебя, он предал!» Каждый раз, когда ты заскучаешь по прикосновению его рук, Обида прошепчет: «Он трогал ими другую, он хотел трогать не тебя». И ты стоишь перед моральным выбором: либо слушать голос Обиды, либо терпеть.

Но как? Ведь в голове постоянно вертятся картинки, где он с ней или где он один, где он смеется кому-то еще, обнимает, целует, пусть даже смотрит – с другой. И если ты решила простить и принять его обратно, ты должна научиться пользоваться своей болью себе же во благо.

Стань другой. Расставшись с возлюбленным, ты уже начала меняться. Оправившись от предательства, ты поняла, что внутри уже нет прежней тебя. Ты смотришь на чужое лицо в зеркале и понимаешь, что ему вовсе не идет это белье, эти тени, эта порядочная красота. Ты вдруг красишь волосы, подводишь глаза, покупаешь чокер, начинаешь ругаться. Да, так лучше, этому отражению это подходит.

И когда в следующий раз в голове появятся предательские картинки, скажи себе, что твоей парень целует не другую, а чужую – то есть тебя, новую. Он обнимает не безымянную девушку из бара, а вот эту незнакомку – то есть тебя. Ты – это она. Ты – все новые бабы, с которыми он мечтал переспать, и та, с кем он хочет проводить все дни.

Первое время от этой мысли тяжело. Тебе в принципе тяжело терпеть новое тело и своего парня. Но ты же женщина, ты это вынесешь. И со временем поймешь, что в этом твоя сила. Этим ты будешь его пугать, возбуждать, отталкивать и притягивать снова.

Но что же касается его? Как доверять, как отпускать на работу, не лезть в телефон, не ревновать, не следить за направлением его взгляда, смотреть в глаза подругам? Все просто. Тебе надо дать ему возможность пережить твою боль. Не изменять в ответ, а показать, каково это – быть той, кому изменили.

Боль любимой женщины всегда меняет мужчин. Какими бы подонками они ни были, если они действительно любят, им будет невыносима сама мысль, что они причинили вред самому дорогому, что у них есть. Это сводит с ума, не дает спать, не оставляет сил. Это по-своему его ломает, но учит тебя прощать и видеть, действительно ли у него все по-настоящему.

Чтобы дать ему возможность пережить твою боль, нельзя сразу возвращать его обратно и начинать все, как прежде. Нужно время неопределенности. Когда он старадет и хочет вернуться, а ты не говоришь ни да, ни нет. Недели, месяцы ты находишься рядом с ним, показываешь, как тебе больно, не приближаешься достаточно близко, но и не уходишь достаточно далеко. А он пытается найти способ отпереть твое сердце, постепенно понимая, какую ошибку совершил.

И вот однажды он скажет важные слова или сделает нужные поступки. Ты поймешь, что второй голос молчит, а в сердце нет страха. Это не значит, что твоя рана зажила и пропали все обиды. Это лишь значит, что настал идеальный момент, чтобы попробовать все начать сначала.