Сейчас уже только ленивый не сказал, что романтические штампы не всегда выглядят реалистично, что даже в хорошем кино (том же "Москва слезам не верит") не очень-то красивые примеры. А вот о положительных - не очень-то много сказали.

Не затруднит ли Вас набросать небольшой список произведений искусства (кино и не только), где действительно красивые ухаживания, уважение к женщине, где отношения складываются, как и должны в реальности, а не произволом автора?

***

Сейчас передо мной стоит задача, сопоставимая по тяжести с составлением стандартной инструкции полива цветов. Теоретически можно написать что-то вроде «два раза в неделю по половине кружки». Но практически от такого полива большое деревце в кадушке загнется через десять дней, а маленький кактус будет залит окончательно.

По своей сути ухаживание – это установление тесного контакта с девушкой. Приближение к ней. А чтобы приблизиться, то лучше всего иметь в фокусе внимания именно девушку, а не романтический образ из кино.

Проблема восприятия того же Гоши из фильма «Москва слезам не верит» не в том, что он недостоверен, а в том, что он достоверен для своего времени. И механическое перенесение его действий в наши дни без учета контекста (другая демографическая ситуация, изменение престижа тех или иных профессий, эмансипация женщин, другие стратегии и инструменты для знакомства) вызывает недоумение.

Это, кстати, произошло со многими фильмами моей юности. Сейчас вот начнешь пересматривать Тинто Брасса – это же абьюз на абьюзе, нарушение принципа осознанного согласия и еще черт знает чего, всех надо просто паковать в милицейскую машину и волочь в кутузку. Хотя для своего времени это неоспоримой красоты кино.

Ухаживание – это такая вещь, которую нельзя оторвать от контекста. Если мы копируем какую-то стратегию из популярного кино, нам нужно одновременно с этим копировать и обстановку, которая была в кино.

Например, стратегии ухаживания главного героя «Оттенков серого» невозможны без личного вертолета, хоть какой-нибудь завалящей яхты и десятков тысяч долларов на мелкие расходы.

Стратегии ухаживания султана Сулеймана, щедро раздающего каждой наложнице по изумруду за ночь любви, тоже нельзя оторвать от обстановки дворцовых интриг, рабов и рабынь, внутригаремной иерархии и самого времени, когда это было возможно.

К тому же, копируя стратегию ухаживания, мы должны иметь в виду конкретную женщину, которая описана в художественном произведении.

Например, Леди Макбет Мценского уезда – как по мне это одна из самых достоверных и точных книг о любви – описывает женщину, которой ухаживания не так важны в принципе. В ней есть колоссальная потребность в любви, реализации чувственного потенциала, и очень мало способов этой реализации. И за эту потребность она сама будет сражаться, как львица, до последнего, а если нужно то и убьет кого-нибудь.

А трагический момент в «Яме» Куприна, где девица легкого поведения всей душой влюбляется в юного кадета, который каждый раз приходит именно к ней, невозможен без того самого кадета. Пришел бы к ней Гоша из «Служебного романа» - ситуация сложилась бы наверняка иначе.

В этом смысле мне вспомнился сериал «Хороший доктор», который совсем не про ухаживания, но про контакт. Главный его герой, врач с расстройством аутического спектра, ищет этот контакт с другими и с собой, пытается его выстроить. А девушки, которые в него влюблены, терпеливо и очень бережно подбирают к нему ключики. Я считаю это очень тонкая, красивая игра.

Современный взгляд на ухаживания как раз состоит в том, чтобы не действовать по определенной кальке, даже самой прекрасной. А учитывать личность девушки, контекст, в котором все происходит, ее поведенческие реакции (и возможность отказа в том числе). И идти ей навстречу, идти с ней в контакт, создавая для этого благоприятную обстановку. Ведь это и есть отношение к человеку как к субъекту. А любая схема, даже если она самая прекрасная, с охапками роз и проникновенными стихами, это немного объективация.