Как-то раз на мероприятии о гендерном равенстве и роли женщины прозвучал вопрос из зала: чего не могут мужчины? И одна из спикерок сразу же поспешила ответить. Говорит, некоторые научные исследования подтверждают, что мужчины не могут работать с онкобольными детьми. Пояснила: мужчинам не хватает эмпатии, сил, мужества и так далее. Мол, такая эмоционально затратная, сложная работа под силу только женщинам. Другая спикерка поправила на голове косыночку, взяла микрофон и сказала, что все это ерунда. Мужчины могут всё. Я прямо встала со стула и захлопала в ладоши, несмотря на то что мероприятие проходило в швейцарской деревне, а я сидела в украинской деревне перед компьютером с интернетом, похожим на пульс умирающего. Спроси меня пару лет назад — я бы, наверное, не ограничилась онкобольными детьми. У меня был целый список, чего мужчины не могут делать. И к каждому пункту я была готова приложить исследование уважаемых ученых (возможно, даже британских), где все это доказывалось.
Что изменилось за последние два года? Наверное, я наконец сама поверила, что женщины могут всё. Нет ограничений.
Мы можем покорять вершины и сердца, управлять спортивными болидами и кастрюлями на кухне, собирать детей в школу и лук в чулок, руководить кружком вязания и целой страной. Доказано. Не учеными, не исследованиями, не опросами и статистическими данными. Доказано конкретными женщинами.
И если женщина может всё, что ограничивает мужчин?
Конечно, мужчина неспособен выносить ребенка и выкормить его грудью — равно как и женщина не сможет зачать ребенка без мужской спермы. На этом, пожалуй, наши различия заканчиваются. Все остальное могут оба пола, просто что-то лучше получается у мужчин, а что-то — у женщин. И в этом месте должны раздаться радостные восклицания типа: «Ну мы же говорили! Но мы же это и имели в виду!» Да, но нет. Я сейчас быстро объясню, как быть, чтобы и у мужчин, и у женщин все получалось одинаково хорошо.
Продолжим там, где начали: мужчинам не хватает эмпатии. Возможно. А как бы вы проявляли свои эмоции, если с самого детства вам говорили: «Не плачь, ты же мальчик!», «Ты что сюсюкаешь как девчонка?», «Будь мужчиной, терпи». И так далее.
Кем бы вы выросли, если с самого детства вас учили не проявлять эмоции, сдерживать слезы, не показывать боль? Как бы вы реагировали, если всю вашу жизнь эталоном мужского поведения был чувак из голливудского блокбастера, спасающий мир по ночам, а днем запивающий алкоголем свое одиночество?
Вряд ли вы пошли бы в благотворительный фонд спасать онкобольных детей. И не потому, что недостаточно эмпатичны, — скорее всего, вы не знаете, как справляться со своими эмоциями. Вас этому не учили. Вас этому не учили целыми поколениями. То есть никогда.
Мужчины не умеют готовить. Ну, тут даже говорить не о чем, ведь лучшие повара в мире — именно мужчины. Просто в обычной жизни мы их не видим (они в основном появляются в фильмах о поварах и работают в дорогих ресторанах) — вероятно, потому, что мы им такой возможности не предоставляем. У одной моей знакомой муж не умел готовить. То есть вообще. Он вырос с бабушкой и мамой, и когда начал встречаться со своей будущей женой, приходил на свидание с рюкзаком, в котором звякали баночки с супом и варениками. Помня об этом, подруга приняла эстафету у мамы, громко жалуясь, что муж неспособен разогреть на плите гречку. Спустя пять лет после их развода она узнала от общих друзей, что он настолько неудачно женился во второй раз, что был вынужден научиться готовить и теперь сам накрывает столы друзьям. Понимаете, не умер с голоду, не стал праноедом, не открыл ресторан, где бы ему готовили, и даже не поменял жену! Научился готовить. Надеюсь, выводы моя знакомая сделала и в следующем своем браке иногда отходила от плиты, позволяя новому мужу хотя бы пробовать вилкой картошку на готовность.
У мужчин нет материнского инстинкта и, соответственно, их связь с детьми не так сильна. Другими словами, мамы вроде лучшие родители детям, чем папы. Об этом вам скажут в любом суде, приняв решение в пользу матери. Да что там суды — любая реклама, где есть элемент материнства, это реклама о взаимодействии матери с ребенком или о том, как мама все разруливает, а папа выдыхает. Некоторые даже рассказывают, что связь между матерью и младенцем возникает еще до рождения, поэтому мужчинам никак не угнаться за отношениями, динамично развивающимися уже девять месяцев. Но оказывается, всё не совсем так. Ученые даже замерили уровень окситоцина (так называемого гормона привязанности) у мужчин и женщин — и выяснилось, что он выше не у того, кто мама, а у того, кто больше времени проводит с ребенком. И если с ребенком после рождения будет сидеть отец, его уровень привязанности будет не меньше, чем у матери. Доказано. Просто физиологически (из-за грудного вскармливания, декретного отпуска), а также исторически и культурологически женщины проводят с детьми намного больше времени. Мы просто не даем мужчинам возможности прочувствовать всю глубину отцовства, поскольку место рядом с малышом очень часто занято. Хорошо если только мамой, а ведь в нормальной семье еще есть теща и свекровь, которые всегда чувствуют себя за бортом взросления своих внуков.
Еще говорят, что мужчины не умеют сплетничать. Еще как умеют! Спросите у доверенного вам мужчины. Говорят, что они неспособны работать воспитателями в детских садах. Поднимите зарплаты в три раза — и увидите, что способны. Ходят слухи, будто мужчины не могут ходить на каблуках. Могут. Введите в гугл «мужчина на каблуках танцует» — и все станет понятно.
В общем, мужчины могут всё. Если захотят. Или если мы им позволим. Если мы перестанем жить часть жизни за них.
Контролировать звонками, подчеркивая тем самым их беспомощность, когда они остаются дома с детьми. Готовить им первое, второе и компот, подставляя тарелки прямо под нос и доказывая, что без нас им грозит голодная смерть. А еще учить дочерей, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок.
Мужчины могут всё, если женщины этого захотят. Если мы перестанем запрещать своим сыновьям плакать и проявлять эмоции. Если мы перестанем им с пятилетнего возраста вбивать в голову кальку про защитника, кормильца и ответственность. Если перестанем гладить их рубашки, разогревать борщ и оценивать потенциальную невесту по тому, как она крутит фарш и крахмалит воротнички.
Давайте. Разрешим. Мужчинам. Быть тем, кем они хотят. Даже если мы, женщины, присмотрели это место для себя. Только так женщины смогут всё. Другого пути нет. Равенство — оно с двух сторон.