Она очень красива. Мужчины при ней подтягиваются и стараются казаться умнее и интереснее.
Но она знает про складку на животе и целлюлит на попе ("если вот так вот встать, то видно"), и поэтому внимание мужчин каждый раз вызывает недоумение. И страх, что они поймут, что она вообще-то не особо красивая.
У неё несколько высших образований, престижная работа и большая зарплата. Её ценит руководство и постоянно об этом говорит. Но ей это не доставляет удовольствия, разве что самую малость.
Она боится, что однажды они поймут: она вовсе не такая умная и профессиональная, как им кажется.
Её засыпают комплиментами, на неё обращают внимание, но ей это все доставляет удовольствия на долю секунды, а потом опять страх: вдруг её разоблачат?
Вдруг они увидят, что она обычная, самая обычная, и недостойна такого внимания? И они разочаруются, они точно разочаруются, и тогда не будет уже ничего, ни комплиментов, ни восхищения, ни любви.
Она не понимает: её друзья такие умные, такие яркие, все - "звезды", ну, что они нашли в ней? Она-то знает, что она не такая. Она самая обычная и "ничего такого" из себя не представляет.
Ей могут десятки человек рассказывать, какая она хорошая. Она не поверит. Ей могут сказать: "Посмотри на реальность, ты умеешь раз, два, три. У тебя громадный опыт в четыре, пять, шесть. Ты достигла семь, восемь, девять, пятнадцать, сто двадцать пять!". Она скажет: "Ну и что, что в этом такого".
Она не может радоваться вниманию, не может радоваться достижениям. Ну и что, что вчера ей двадцать человек сказали, что она прекрасна. Сегодня она опять недостаточно привлекательна. Ну и что, что вчера она защитила докторскую. Сегодня она опять недостаточно умна.
Недостаточно. Она всегда "недостаточная". Можно быть лучше. Красивее, умнее, успешнее. Но как бы она не стремилась - это напоминает сизифов труд. Как бы высоко не закатила она сегодня камень - завтра она снова внизу горы, снова "недостаточная".
Потому что нет рецепта, как обнаружить в себе тот голос, который на все говорит: "Ну и что? Этого мало, ничего такого в этом". Нет рецепта, как почувствовать усталость и грусть от того, что ну невозможно ничего признать из своих побед, невозможно ничему всласть порадоваться и чем-то погордиться.
Нет рецепта, как разозлиться и сказать: "Я не хочу соответствовать этим полоумным, нереальным требованиям!".
Нет рецепта, как признать, что кто-то может разочароваться, но я не умру от этого, хотя может быть больно.
Нет ответа у меня, как начать замечать и ценить то, что есть, что получается, что достигнуто и пережито. Как признать свои ограничения, свою обычность, свой стыд и свою слабость. Как со страхом начать предъявлять свою неидеальность людям.
То есть я знаю, что все это может произойти в процессе психотерапии, в процессе узнавания и признавания себя. Других путей я лично не знаю (не значит, что их нет).
А этот путь долгий, болезненный и недешёвый. Но в какой-то момент на этом пути можно встретить себя несовершенного, но "достаточного".
И даже с теплотой на себя взглянуть. А это очень трогательная встреча.